Preview

Трансляционная медицина

Расширенный поиск
Том 7, № 5 (2020)
Скачать выпуск PDF
https://doi.org/10.18705/2311-4495-2020-7-5

СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ

6-16 1325
Аннотация
Актуальность. Фибрилляция предсердий (ФП) — наиболее распространенное нарушение ритма. Метод катетерной радиочастотной аблации (РЧА) легочных вен (ЛВ) не гарантирует сохранение синусового ритма. Определение предикторов рецидивов ФП диктует необходимость использования системного подхода с учетом демографических и клинико-инструментальных характеристик больных. Цель. Определение предоперационных предикторов рецидива ФП в течение 3 лет после РЧА ЛВ. Материалы и методы. В исследование включены 89 больных (50 мужчин и 39 женщин, средний возраст 58 и 62 года соответственно), наблюдавшихся после РЧА ЛВ в течение 3 лет. С аналитической целью применялись методы главных компонент и дискриминантного анализа. Результаты. Рецидив ФП был отмечен у 43 больных (48 %): в течение первого года наблюдения — у 18 (43 %), на втором — у 16 (37 %), на третьем — у 9 (20 %) пациентов. Путем последовательного использования методов описательной и многомерной статистики выделена совокупность показателей, отличающих пациентов с рецидивами ФП, перенесших РЧА ЛВ. К ним относятся давность ФП, снижение сократительной функции миокарда, наличие ишемической болезни сердца (ИБС), кардиоверсии в анамнезе, патологии щитовидной железы. Установлен и вклад модифицируемых факторов риска: уровня систолического артериального давления, индекса массы тела, табакокурения. Заключение. Использование методов многомерной статистики позволяет определить дооперационные характеристики, учет которых актуален с позиций оптимизации ведения больных с ФП.
17-28 656
Аннотация

Согласно Всемирной организации здравоохранения, от болезней сердца и сосудов в современном мире ежегодно умирает 17,5 млн человек. Вследствие этого изучение молекулярных механизмов патогенеза сердечно-сосудистых заболеваний имеет критическое значение для разработки новых диагностических и терапевтических стратегий. Одной из стратегий в данном направлении является исследование роли малых внеклеточных везикул, или экзосом, в патогенезе сердечно-сосудистых заболеваний. Изучение экзосомальной транспортной и сигнальной систем в развитии таких патологий, как острый коронарный синдром, стабильная стенокардия, клапанные пороки сердца, гипертрофическая кардиомиопатия, атеросклеротическое поражение периферических артерий является актуальной задачей.

К экзосомам относят сферические везикулы эндосомального происхождения размером 30–100 нм, экспрессируемые практически всеми клетками человеческого организма. Их цитоплазматическая мембрана представляет собой липидный бислой, содержащий в качестве маркеров тетраспанины CD9, CD63, CD81 и CD82. Активное содержимое в виде различных микроРНК, мРНК, цитокинов и факторов роста, клеточных мембранных рецепторов позволяет экзосомам выступать в роли эффекторов в межклеточной коммуникации и выполнять транспортную функцию.

В настоящей работе представлен анализ данных литературы о роли экзосомальной сигнализации в развитии основных кардиологических синдромов, а также перспективах использования экзосом в клинической практике.

НЕВРОЛОГИЯ

29-42 977
Аннотация
Актуальность. Для определения оптимального подхода к ведению пациентов в остром периоде инсульта продолжается поиск биомаркеров, которые смогут повысить ценность уже существующих методов диагностики. Цель исследования: уточнить значение уровней нейрон-специфической енолазы (НСЕ), глиального фибриллярного кислого белка (ГФКБ), NR2-антител в сыворотке крови (СК) у пациентов в остром периоде ишемического инсульта (ИИ) в динамике, определить их взаимосвязь с тяжестью неврологических нарушений и краткосрочным исходом. Материалы и методы. Обследовано 40 пациентов в остром периоде ИИ, средний возраст 72,6 ± 1,9 лет. Уровни биомаркеров определяли в СК в первые 72 часа ИИ и на 10–14 день. Результаты. Концентрация НСЕ и ГФКБ у больных с ИИ в первые 72 часа превышала референсные значения и значимо уменьшалась к 10–14 дню (34,9 ± 5,9 → 17,7 ± 1,1; p = 0,007 и 0,4 ± 0,1 → 0,2 ± 0,005; р = 0,22 соответственно). Уровень NR2-антител референсных значений не превысил (1,01 ± 0,3), а в динамике к 10–14 дню было отмечено нарастание показателя (1,1 ± 0,3), p = 0,007. У пациентов, имевших более тяжелую симптоматику, концентрация НСЕ, ГФКБ и NR2-антител к 10–14 дню была выше. Пациенты, имевшие неблагоприятный краткосрочный исход, к 10–14 дню имели более высокий уровень НСЕ, ГФКБ и NR2-антител. Заключение. Исследованные вещества могут быть использованы в качестве биомаркеров при ИИ для контроля степени повреждения мозговой ткани, мониторинга усугубления патологического процесса, а также с прогностической целью.
43-52 723
Аннотация
Актуальность. Церебральные артериовенозные мальформации (АВМ) не являются статичными врожденными поражениями, а могут расти, рецидивировать и появляться de novo после полной резекции, эмболизации или радиохирургии. Понимание сложной молекулярной биологии АВМ имеет решающее значение для прогнозирования их поведения в процессе лечения и улучшения его результатов. Цель. Изучить динамику факторов ангиогенеза в процессе эмболизации церебральных АВМ для разработки стратегии их персонализированного лечения. Материалы и методы. В исследование включены 314 пациентов с АВМ, получавших хирургическое лечение в отделении хирургии сосудов мозга РНХИ им. проф. А. Л. Поленова. Определяли уровень сосудистого эндотелиального фактора роста (VEGF), ангиопоэтина-2 (ANG-2) и матриксной металлопротеиназы-9 (ММP-9) в сыворотке крови до и через 24 часа после эндоваскулярной эмболизации с использованием иммуноферментного анализа (Personal Lab, Adaltis, Italy). Результаты. Первичные пациенты с АВМ (48,4 %) продемонстрировали повышение VEGF, MMP9, ANG-2. Высокий уровень VEGF и MMP-9 демонстрировали АВМ III градации по Spetzler-Martin, АВМ с геморрагическим типом течения, с глубоким характером дренирования, с афферентами из наружной сонной артерии. Возвращение к контрольным значениям всех повышенных факторов роста после тотальной эмболизации является подтверждением отсутствия потенции к рецидивированию АВМ. Отсутствие снижения факторов ангиогенеза после радикальной, по ангиографическим критериям, эмболизации является признаком субтотального выключения АВМ. Заключение. Сформулирована персонифицированная концепция эмболизации у пациентов с высоким риском роста и рецидивирования.

ЭНДОКРИНОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ

53-61 543
Аннотация
Актуальность. Врожденный гиперинсулинизм (ВГ) характеризуется персистирующей гипогликемией, приводящей к необратимому повреждению коры головного мозга. Атипичная форма ВГ (АВГ) остается практически неизученной. Цель. Описание гистологических и иммуногистохимических особенностей поджелудочной железы (ПЖ) при АВГ. Материалы и методы. Материал для исследования фрагменты резецированной ПЖ 3 детей с АВГ возрастом 3, 6 и 7 месяцев. Контрольная группа — ПЖ 9 детей, умерших от пороков сердца. Ткань ПЖ окрашивалась гематоксилином и эозином, проводилась иммуногистохимическая реакция с антителами к хромогранину А, соматостатину и факторам транскрипции (ФТ) NeuroD1, Nkx2.2 и Isl1. Результаты. У всех пациентов наблюдались гиперплазированные островки Лангерганса, которые местами сливались друг с другом. У двоих пациентов поражение ограничивалось участком ПЖ, а у одного захватывало всю железу. У всех пациентов резко повышалась (р < 0,01) экспрессия NeuroD1 как в экзокринной, так и в эндокринной частях ПЖ в зоне поражения: в 79,0 ± 23,4 % эндокриноцитов и в 88,0 ± 8,2 % экзокриноцитов (в контроле 10,5 ± 7,9 % и 4,0 ± 4,9 % соответственно). Экспрессия хромогранина А и ФТ Isl1 и Nkx2.2 статистически значимо (р < 0,01) повышалась только в пораженных эндокриноцитах (хромогранин А — 62,3 ± 15,4 % эндокриноцитов, Isl1 — 82,0 ± 4,6 %, Nkx2.2 — 81,3 ± 4,6 %; в контроле — 39,4 ± 7,9 %, 30,2 ± 16,2 % и 26,4 ± 11,9 % соответственно). У двух пациентов наблюдалась тенденция к повышению количества соматостатин + эндокриноцитов. Заключение. АВГ морфологически очень гетерогенна. Как и другие формы ВГ, АВГ характеризовалась статистически значимым повышением экспрессии хромогранина А и ФТ NeuroD1, Nkx2.2, Isl1, а экспрессия соматостатина в целом оставалась неизменной.
62-80 650
Аннотация
Актуальность. Система кисспептина играет ключевую роль в нейроэндокринной регуляции репродуктивной оси, механизмов старта пубертата и фертильности. Изучение фундаментальных принципов функционирования системы кисспептина позволит транслировать в клиническую практику новый терапевтический и диагностический подход к лечению гипогонадотропного гипогонадизма и задержки старта пубертата у детей. Цель. Оценка функциональной активности системы кисспептина и ее роли в генезе задержки старта пубертата. Материалы и методы. В экспериментальную часть исследования включено 53 особи крыс линии Wistar мужского пола. В клиническое исследование было включено 75 соматически здоровых мальчиков. Экспрессия рецепторов к кисспептину в центральных андрогензависимых тканях определялась иммуногистохимическим методом. Концентрацию рецепторов KISS1R и уровень кисспептина в плазме крови определяли методом ИФА. Определение уровня лютеинизирующего и фолликулостимулирующего гормонов и тестостерона в плазме крови проводилось хемилюминисцентным методом. Результаты. Выявлена отрицательная обратная связь между концентрацией кисспептина и тестостерона плазмы как в экспериментальном, так и в клиническом разделе исследования. Гипотестостеронемия приводит к значимому снижению количества кисспептиновых рецепторов в андроген-зависимых тканях. В условиях дефицита тестостерона в нейронах медиального аркуатного ядра гипоталамуса развиваются дегенеративно-дистрофические изменения, подвергающиеся частичному обратному развитию на фоне терапии тестостероном. Уровень кисспептина значимо повышается при задержке полового развития. Установлен пороговый уровень кисспептина в крови для прогнозирования задержки полового созревания — 16,9 пг/мл. Заключение. Полученные результаты указывают на важность трансляции их в клиническую практику с целью анализа кисспептиновой регуляции при центральных вариантах задержки полового развития.

ЛУЧЕВАЯ ДИАГНОСТИКА И ТЕРАПИЯ

81-90 966
Аннотация

Актуальность. В настоящее время одним из актуальных вопросов пренатальной магнитно-резонансной томографии (МРТ) является точная и своевременная диагностика патологических состояний экстрафетальных структур плода. В частности, наиболее острой проблемой является необходимость улучшения диагностической точности распознавания и дифференцировки плацентарной адгезивно-инвазивной патологии. В литературных источниках нет единого подхода к методике и описанию МР-исследования плаценты. Цель. Улучшить диагностические возможности метода магнитно-резонансной томографии для исследования плаценты. Материалы и методы. Выполнено и проанализировано 293 МР-исследования малого таза беременных женщин в возрасте от 22 до 45 лет (средний — 35 лет) в сроке беременности от 14 до 38 недель (средний — 36 недель). Результаты. Разработана и внедрена в клиническую практику трехэтапная методика МРТ плаценты и алгоритм систематизированного описания МР-исследования плаценты беременных. Заключение. Разработанный систематизированный подход к исследованию плаценты поможет улучшить диагностические возможности метода МРТ для исследования плаценты в связи с востребованностью в настоящее время точной и правильной интерпретации этого органа in vivo.

ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ

91-108 1611
Аннотация
На сегодняшний день робот-ассистированная хирургия и в целом применение роботов в медицине знаменует качественно новый этап развития минимально инвазивных технологий и эндовидеохирургии за счет высокого уровня точности, функциональности и эргономичности современных роботических систем. С помощью роботических технологий повышается качество диагностических манипуляций, улучшаются результаты терапевтических процедур и хирургических вмешательств, что в конечном итоге ведет к улучшению прогноза и качества жизни для пациентов, при этом также значительно расширяются возможности клиницистов. В данной обзорной статье приведены основные исторические вехи и предпосылки развития автоматизации и роботических технологий, применяемых в различных отраслях производства, с древних времен до настоящего времени. Кратко изложена история применения роботизированных процедур в разных областях медицины. Особое внимание уделено робот-ассистированной хирургии как одному из главных плацдармов применения современных технологий. На данный момент можно смело говорить, что медицинская робототехника играет очень важную роль в развитии хирургии будущего.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

109-118 479
Аннотация

Актуальность. В дошкольном возрасте наблюдаются возрастные изменения принципов обработки информации, поэтому формирование понятий является удобным подходом для сравнительного изучения когнитивных способностей здоровых детей и детей с высоким риском нарушений формирования интеллекта. Цель. Провести сравнительное исследование формирования понятий с использованием реальных геометрических фигур и плоскостных контурных изображений в качестве стимулов у 4–5-летних детей. Материалы и методы. Применялся оригинальный методический подход, при котором ребенок в условиях одновременного предъявления четырех объектов самостоятельно выявлял определенную закономерность при выборе стимулов. Результаты. Скорость формирования понятий «размер» и «форма»/«форма контура» достоверно не различалась у детей 4-5 лет, однако формирование обоих понятий требовало достоверно более длительного обучения при использовании изображений в качестве стимулов в сравнении с фигурами. Обнаружена неоднородность выборки детей 4–5 лет по скорости формирования понятий. Мы предполагаем качественные различия в обработке информации, связанные с использованием индуктивной и дедуктивной функций рассудка. У детей с длительным обучением происходил синтез отдельных эмпирических представлений за счет индуктивной функции рассудка. Часть участников, вероятно, уже владела данными понятиями, и они могли сразу соотнести подкрепляемые стимулы с этими понятиями с помощью дедуктивной функции рассудка. Заключение. Экспериментальный психологический метод с использованием контурных изображений может использоваться в клинической практике с последующим переходом к стимулам на экране монитора компьютера с одновременной записью мозговой активности для изучения динамики психического развития ребенка и выявления задержек и отклонений в когнитивной сфере.

119-130 1291
Аннотация

Актуальность. Исследование красного костного мозга (ККМ) в доклинических исследованиях является важной составляющей программы изучения лекарственного средства. Цель. Провести сравнительную оценку результатов, получаемых в параллельных исследованиях материала от одного и того же животного двумя разными методами для крыс, кроликов и мышей (цитологическое исследование материала, полученного из бедренной кости, и гистологическое исследование материала, полученного из грудины). Материалы и методы. Был изучен костный мозг, полученный от интактных животных. Цитологический препарат окрашивали по Романовскому–Гимзе, а гистологический подготавливали обычным образом и окрашивали гематоксилин-эозином. Окрашенные препараты исследовали с помощью микроскопа. Результаты. В результате данного исследования были получены массивы данных миелограмм с лейкоэритробластным соотношением и индексом созревания нейтрофилов. Заключение. При проведении доклинических исследований наиболее целесообразными можно признать забор костного мозга из бедренной кости; забор можно проводить как для цитологического исследования, так и для гистологического; с учетом высокой вариативности показателей в доклинических исследованиях миелограмм необходимо иметь группы интактных животных того же вида, не получавших исследуемый препарат; наименее вариативны оказались миелограммы у кроликов как по результатам собственных исследований, так и при сравнении с литературными данными, что позволяет признать кроликов наилучшим объектом для изучения состава и функции красного костного мозга. При сравнении литературных данных существенных закономерностей по количеству клеток в разных возрастных периодах у изученных видов животных не наблюдалось, и, следовательно, в доклинических исследованиях с анализом ККМ можно использовать животных любого возраста.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2311-4495 (Print)
ISSN 2410-5155 (Online)