Preview

Трансляционная медицина

Расширенный поиск

Сравнительное исследование формирования понятий с использованием реальных геометрических фигур и контурных изображений в качестве стимулов у детей в возрасте 4–5 лет

https://doi.org/10.18705/2311-4495-2020-7-5-109-118

Аннотация

Актуальность. В дошкольном возрасте наблюдаются возрастные изменения принципов обработки информации, поэтому формирование понятий является удобным подходом для сравнительного изучения когнитивных способностей здоровых детей и детей с высоким риском нарушений формирования интеллекта. Цель. Провести сравнительное исследование формирования понятий с использованием реальных геометрических фигур и плоскостных контурных изображений в качестве стимулов у 4–5-летних детей. Материалы и методы. Применялся оригинальный методический подход, при котором ребенок в условиях одновременного предъявления четырех объектов самостоятельно выявлял определенную закономерность при выборе стимулов. Результаты. Скорость формирования понятий «размер» и «форма»/«форма контура» достоверно не различалась у детей 4-5 лет, однако формирование обоих понятий требовало достоверно более длительного обучения при использовании изображений в качестве стимулов в сравнении с фигурами. Обнаружена неоднородность выборки детей 4–5 лет по скорости формирования понятий. Мы предполагаем качественные различия в обработке информации, связанные с использованием индуктивной и дедуктивной функций рассудка. У детей с длительным обучением происходил синтез отдельных эмпирических представлений за счет индуктивной функции рассудка. Часть участников, вероятно, уже владела данными понятиями, и они могли сразу соотнести подкрепляемые стимулы с этими понятиями с помощью дедуктивной функции рассудка. Заключение. Экспериментальный психологический метод с использованием контурных изображений может использоваться в клинической практике с последующим переходом к стимулам на экране монитора компьютера с одновременной записью мозговой активности для изучения динамики психического развития ребенка и выявления задержек и отклонений в когнитивной сфере.

Об авторах

И. Ю. Голубева
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт физиологии им. И. П. Павлова Российской академии наук
Россия

Голубева Инна Юрьевна, к.б.н., научный сотрудник лаборатории физиологии высшей нервной деятельности

наб. Макарова, д. 6, Санкт-Петербург, 199034



Д. Л. Тихонравов
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт эволюционной физиологии и биохимии им. И. М. Сеченова Российской академии наук; Федеральное государственное бюджетное учреждение «Национальный медицинский исследовательский центр имени В. А. Алмазова» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Россия

Тихонравов Дмитрий Леонидович, к.б.н., старший научный сотрудник лаборатории сравнительной физиологии и патологии центральной нервной системы ИЭФБ РАН; доцент кафедры физиологии лечебного факультета Института медицинского образования ФГБУ «НМИЦ им. В. А. Алмазова» Минздрава России

Санкт-Петербург



В. Б. Войтенков
Федеральное государственное бюджетное учреждение «Детский научно-клинический центр инфекционных болезней Федерального медико-биологического агентства»; Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральный научный центр реабилитации инвалидов им. Г. А. Альбрехта» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации; Академия постдипломного образования Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральный научноклинический центр специализированных видов медицинской помощи и медицинских технологий Федерального медико-биологического агентства»
Россия

Войтенков Владислав Борисович, к.м.н., заведующий отделением функциональных методов диагностики ФГБУ ДНКЦИБ ФМБА России; ассистент кафедры физической и реабилитационной медицины ФГБУ ФНЦРИ им. Г. А. Альбрехта Минтруда России; доцент кафедры нервных болезней Академии постдипломного образования ФГБУ ФНКЦ ФМБА России

Санкт-Петербург
Москва 



А. Ю. Пашков
Федеральное государственное бюджетное учреждение «Детский научно-клинический центр инфекционных болезней Федерального медико-биологического агентства»
Россия

Пашков Артём Юрьевич, врач-невролог отделения реабилитации

Санкт-Петербург



Т. М. Первунина
Федеральное государственное бюджетное учреждение «Национальный медицинский исследовательский центр имени В. А. Алмазова» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Россия

Первунина Татьяна Михайловна, д.м.н., директор Института перинатологии и педиатрии

Санкт-Петербург



Список литературы

1. Haun DBM, Call J, Janzen G, et al. Evolutionary psychology of spatial representations in the hominidae. Curr Biol. 2006; 16 (17): 1736–1740.

2. Xu F, Cote M, Baker A. Labeling guides object individuation in 12-month-old infants. Psychol Sci. 2005; 16 (5): 372–377.

3. Dukette D, Stiles J. Children’s analysis of hierarchical patterns: evidence from a similarity judgment task. J Exp Child Psychol. 1996; 63 (1): 103–140.

4. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М.: Педагогика-Пресс, 1999. 528 c..

5. Perlmutter M, Ricks M. Recall in preschool children. J Exp Child Psychol. 1979; 27 (3): 423–436.

6. Gentner D, Namy LL. Comparison in the development of categories. Cognitive Development. 1999; 14 (4): 487–513.

7. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребенка. М.: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1956. 520 с..

8. Ashby FG, O’Brien JB. Category learning and multiple memory systems. Trends Cogn Sci. 2005; 9 (2): 83–89.

9. Brosnan MJ, Scott FJ, Fox S, et al. Gestalt processing in autism: failure to process perceptual relationships and the implications for contextual understanding. J Child Psychol Psychiatry. 2004; 45 (3): 459–469.

10. Smith JD, Tracy JI, Murray MJ. Depression and category learning. J Exp Psychol Gen. 1993; 122 (3): 331–346.

11. Gentner D, Hoyos C. Analogy and abstraction. Top Cogn Sci. 2017; 9 (3): 672–693.

12. Тихонравов Д.Л., Войтенков В.Б., Голубева И.Ю. и др. Применение методики формирования понятий размера и формы у детей дошкольного возраста в клинических исследованиях. Педиатр. 2019; 10 (6):45–52.

13. Tikhonravov DL. Can primates form the empirical ideas of the elementary reason that is the highest cognitive function according to Immanuel Kant? The Sixth International conference on cognitive science. 2014: 97–99.

14. Тихонравов Д.Л., Дубровская Н.М., Журавин И.А. Сравнительный анализ процесса формирования понятий размера и формы у низших обезьян (Macaca mulatta). Журнал эволюционной биохимии и физиологии. 2018; 54 (3): 205–211.

15. Голубева И.Ю., Кузнецова Т.Г., Шуваев В.Т. и др. Выявление значимой информации детьми 4–9 лет. Приложение международного научного журнала «Вестник психофизиологии». 2018; 2: 15–18.

16. Richland LE, Morrison RG, Holyoak KJ. Children’s development of analogical reasoning: insights from scene analogy problems. J Exp Child Psychol. 2006; 94 (3): 249–273.

17. Doumas LAA, Hummel JE, Sandhofer CM. A theory of the discovery and predication of relational concepts. Psychol Rev. 2008; 115 (1): 1–43.

18. Кант И. Критика чистого разума. M.: Мысль, 1994. 591 c..


Рецензия

Для цитирования:


Голубева И.Ю., Тихонравов Д.Л., Войтенков В.Б., Пашков А.Ю., Первунина Т.М. Сравнительное исследование формирования понятий с использованием реальных геометрических фигур и контурных изображений в качестве стимулов у детей в возрасте 4–5 лет. Трансляционная медицина. 2020;7(5):109-118. https://doi.org/10.18705/2311-4495-2020-7-5-109-118

For citation:


Golubeva I.U., Tikhonravov D.L., Voitenkov V.B., Pashkov A.Y., Pervunina T.M. Сomparative study of the formation of concepts using real geometric figures and contour images as stimuli in children at the age of 4 to 5 years. Translational Medicine. 2020;7(5):109-118. (In Russ.) https://doi.org/10.18705/2311-4495-2020-7-5-109-118

Просмотров: 482


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2311-4495 (Print)
ISSN 2410-5155 (Online)