СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ
Актуальность. Сердечно-сосудистые заболевания (ССЗ), в том числе ишемическая болезнь сердца (ИБС), остаются ведущими причинами смертности. Результаты исследований указывают на участие микроРНК в патогенезе коронарного атеросклероза при ИБС.
Цель. Определить экспрессию микроРНК-27а, микроРНК-133а и микроРНК-203 в кардиомиоцитах и в сыворотке крови больных ишемической болезнью сердца с различной степенью поражения коронарных артерий.
Материалы и методы. В исследование было включено 100 человек, составивших 3 группы: 40 больных ИБС со стенозом 1-2х коронарных артерий; 40 больных ИБС co стенозом 3х и более коронарных артерий и 20 обследованных из группы сравнения без ИБС. Уровни экспрессии микроРНК-27а, микроРНК-133а и микроРНК-203 в кардиомиоцитах и в сыворотке крови оценивали с помощью полимеразной цепной реакции в реальном времени.
Результаты. Экспрессия микроРНК-27а и микроРНК-133а в кардиомиоцитах выше, чем в сыворотке крови, а экспрессия микроРНК-203 в сыворотке крови выше, чем в кардиомиоцитах. У больных ИБС экспрессия всех изучаемых микроРНК в крови и в кардиомиоцитах была значимо выше, чем у обследованных без стенозирующего атеросклероза коронарных артерий. Уровни экспрессии микроРНК-27а, -133а и -203 в сыворотке крови и в кардиомиоцитах левого предсердия больных ИБС с поражением 3х и более коронарных артерий были значимо выше, чем у больных с поражением 1-2х сосудов. Наиболее значимые различия между группами установлены при исследовании уровня микроРНК-203 в сыворотке крови.
Заключение. У больных ИБС экспрессия микроРНК-27а, — 133а и — 203 в кардиомиоцитах и в сыворотке крови выше, чем в группе сравнения. Кардиомиоцитами преимущественно экспрессировались микроРНК-27а и микроРНК-133а, а в сыворотке крови преобладала экспрессия микроРНК-203. При многососудистом поражении коронарных артерий экспрессия микроРНК-27а, — 133а и -203 в кардиомиоцитах и в сыворотке крови выше, чем при атеросклерозе одной и 2-х коронарных артерий. Высокий уровень экспрессии микроРНК-203 у больных ИБС может стать новым маркером прогноза степени поражения коронарных артерий.
Ранее считалось, что мутации в структуре гена филамина С способны вызывать только скелетные миопатии, сердечные ткани при этом не исследовались. Однако недавно были обнаружены филаминовые мутации, которые приводят как к сочетанным повреждениям скелетной и сердечной мускулатуры, так и изолированному поражению сердечной ткани. Более того, в настоящее время стало известно, что мутации в FLNC ассоциированы со всеми известными видами кардиомиопатий (ГКМП, ДКМП, РКМП, аритмогенной). В статье представлены собственные клинические наблюдения взрослого и детского случаев изолированной филаминовой РКМП на базе нашего учреждения. Изучение данной проблемы в дальнейшем позволит включить известные нам мутации в скрининговые панели, что приведет к ранней диагностике кардиомиопатий, ассоциированных с мутациями в FLNC, возможности предотвращения быстрого прогрессирования заболевания, а также к более поздним срокам трансплантации сердца.
Актуальность. Согласно рекомендациям европейского общества кардиологов ультразвуковое исследование легких можно использовать для оценки застойных изменений в легких, однако, этот метод имеет пока невысокий класс рекомендации — IIb и уровень доказательности C, что можно расценивать, как следствие его недостаточной изученности.
Цель исследования. Изучить ультразвуковые характеристики легочной ткани у пациентов с промежуточной функцией левого желудочка после купирования острой декомпенсации сердечной недостаточности (ОДСН).
Материалы и методы. Изучены ультразвуковые характеристики ткани легких 71 пациента с сердечной недостаточностью на фоне промежуточной функции левого желудочка после купирования ОДСН. Средний возраст наблюдаемых составил 65,2 ± 3,6 лет. Мужчин было 64,3% женщин 25,7%. С использованием ультразвукового метода были изучены В-линии, расстояние между которыми было 3 мм и 7 мм полуколичественным способом, согласно методике E. Picano 2016 г. Результаты статистически обработаны.
Результаты. У лиц после перенесенной ОДСН остается резидуальный застой в легких, с доминированием интерстициального компонента во всех отделах. Наличие интерстициального отека является прогностическим фактором повышения частоты повторных госпитализаций.
Заключение. Интерстициальный застой в легочной паренхиме рассматривается как фактор ухудшения клинического течения сердечной недостаточности, проявление ее острой декомпенсации. В связи с этим представляет интерес выявление интерстициального легочного отека на начальной стадии, что сможет способствовать предотвращению развернутой клинической картины ОДСН.ЭНДОКРИНОЛОГИЯ
Дифференциальный диагноз между амиодарон-индуцированным тиреотоксикозом 1 типа (АмИТ1) и 2 типа (АмИТ2) является серьезной клинической проблемой. Существующие сегодня диагностические тесты часто оказываются неспособными дифференцировать эти два типа тиреотоксического синдрома. В ряде исследований было обнаружено, что уровень Т4 и соотношение тироидных гормонов больных деструктивным тиреоидитом и болезнью Грейвса существенно отличаются. Так сывороточная концентрация Т4, была значимо выше, а соотношение Т3/T4 ниже у больных с деструктивным тиреоидом по сравнению с этими показателями при болезни Грейвса. Поскольку известно, что AмИТ1 развивается у пациентов с латентной болезнью Грейвса, а AмИT2 является деструктивным тиреоидитом, целью нашего исследования было оценить уровень свТ4 в сыворотке и соотношение св.T4/св.T3 при AмИT1 и AмИT2 в качестве дополнительного диагностического теста для дифференциальной диагностики этих типов тиреотоксикоза.
В исследование включили 45 пациентов с тиреотоксикозом (33 с AмИT1 и 12 AмИT2). Диагноз тиротоксикоза (AмИT1 или AмИT2) был установлен на основе клинических данных, результатов цветного допплеровского сканирования (ЦД), наличия аутоантител к ТТГ–рец., а также эффекта от лечения. Не было выявлено различий в уровнях свТ3 у пациентов с АмИТ1 и АмИТ2, тогда как значения свТ4 (36,2 ± 19,1 и 17,8 ± 3,7 пмоль/л соответственно, p = 0,002) и соотношение св.T4 /св.T3 (6,1 ± 5,7 и 2,7 ± 0,8 соответственно, p = 0,048) были значительно выше у пациентов с АмИТ2, чем у пациентов с АмИТ1. Более того, 75% пациентов с AмИT1 имели значение соотношения св.T4 /св.T3 <3,10, тогда как у 75% пациентов с АмИТ2 этот показатель был более 3,65. Значение соотношения св.T4/св.T3 может быть использовано в качестве дополнительного теста в дифференциальной диагностике AмИT1 и AмИT2.
НЕВРОЛОГИЯ И НЕЙРОХИРУРГИЯ
Сложность эпилепсии и эпилептического приступа как клинических и патофизиологических понятий находит своё отражение в большом числе предложенных экспериментальных моделей эпилепсии. Их можно разделить на острые и хронические, химические и электрические. В настоящем обзоре рассмотрены некоторые наиболее типичные модели различных типов, используемые на лабораторных крысах. Обобщены результаты применения этих моделей в изучении стимуляции блуждающего нерва как современного метода лечения фармакорезистентной эпилепсии.
ОНКОЛОГИЯ
В обзоре рассматриваются методы подбора химио- и биопрепаратов, их комбинаций с использованием 2D и 3D моделей культур клеток для прогнозирования персонифицированного ответа пациентов со злокачественными новообразованиями (рак яичников, желудка, кишечника, легкого, молочной, поджелудочной желез, опухоли головы и шеи) на химиотерапию. Приводятся показатели эффективности (чувствительность, специфичность, пролонгирование общей и безрецидивной выживаемости) методов оценки химиочувствительности на культурах опухолевых клеток при сравнении их с эффективностью химиотерапии пациентов. В статье освещаются преимущества и недостатки описываемых методов и перспективы их дальнейшего применения в клинической практике.
НЕОНАТОЛОГИЯ И ПЕДИАТРИЯ
Рецидив фето-фетального трансфузионного синдрома (ФФТС) после проведения фетоскопической лазерной коагуляции (ФЛК) анастомозов плаценты является неблагоприятным осложнением. Повторнородящей 34 лет в связи с ФФТС II стадии при сроке 22 2/7 недели в клинике СПбГБУЗ “Родильный дом 17” была выполнена ФЛК 8 артерио-венозных анастомозов плаценты с последующей амниоредукцией 1000 мл. При сроке 24 6/7 недели был выявлен рецидив ФФТС, с формированием выраженного многоводия у плода-реципиента и ангидрамниона у донора, в связи с чем при сроке 25 1/7 недель выполнена повторная ФЛК с коагуляцией 5 резидуальных анастомозов и амниоредукцией в объеме 2000 мл. На 5 сутки была отмечена нормализация количества околоплодных вод обоих плодов. При сроке 32 0/7 недели самостоятельно вступила в роды и была родоразрешена через естественные родовые пути, вес плодов составил 1560 и 1600 г, оценка по шкале Апгар 8/9 баллов у обоих новорожденных. Респираторная терапия после перевода детей в ОРИТН продолжалась в течение 7 часов у второй новорожденной, и в течение 13 часов у первой новорожденной девочки. В динамике признаков дыхательной недостаточности не отмечалось. Разницы в показателях красной крови не отмечалось. Данный клинический случай подтверждает возможность эффективной коррекции рецидива ФФТС с помощью повторной ФЛК. Расширение показаний к повторной ФЛК представляет собой резерв для улучшения показателей выживаемости плодов при ФФТС.
ISSN 2410-5155 (Online)